Архив рассылки Мысли о христианской вере и Церкви | Не показываются картинки? |
|
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! Отправлено: 16-Dec-2009 2:07 =ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога > От колдуна до римского императора <....> > <> обожествление носителей верховной власти было широко известно > в ряде государств классического Востока. В царях там часто видели > не просто людей, чье господствующее положение санкционировано > религией, но и прямых потомков богов, олицетворение > сверхчеловеческих сил. <...> > Вера в божественность правителей была составной частью мировоззрения > древневосточных обществ и играла немалую роль в их культурной > и социальной жизни. Именно эта вера вдохновляла египтян > на строительство "вечных домов", пирамид для фараонов (заметим, > к слову, что они не были только надгробиями или памятниками, > а считались обителями духа царя, который и после смерти продолжал > участвовать в делах страны). <....> > Есть основания думать, что этому культу предшествовали первобытные > формы власти, опиравшиеся на магию, на магизм как систему взглядов. > Магизм исходил из убеждения, что существует извечный космический > порядок, которому человек должен подчиняться и на который он всё же > способен влиять с помощью определенных действий - магических > обрядов. > Хотя на практике магизм часто просачивался в религиозное сознание, > по существу он был антагонистом религии. Подлинно религиозное > благоговение перед Запредельным вытеснялось в магизме расчетом > на власть людей, умеющих принудить космические силы служить > своим корыстным интересам. > Отсюда понятно, почему в Библии магия противостоит истинной вере, > выражающейся в любви и доверии к Творцу. Это видно уже в сказании > о Первочеловеке, посягнувшем на равенство с Божеством. Его претензия > на автономную власть ("познание") над природой, над "до6ром и злом" > (что в Библии означает весь мир) рассматривается как разрушительная > и опасная гордыня. > История первобытного общества наполняет контуры библейского рассказа > вполне конкретным содержанием. Лица, которые считались владельцами > "рычагов" магии, - заклинатели, шаманы, колдуны - приобрели в этом > обществе необъятную власть и влияние. Выражаясь словами Зигмунда > Фрейда, маг, кудесник на заре человечества был тем сверхчеловеком, > которого Ницше ожидал только от будущего.{} > Как бы ни толковать это явление (с помощью ли социальных факторов, > паранормальных феноменов или внушения), для нас сейчас важно, что > оно стало прелюдией к культу монархов и вождей. Джеймс Фрэзер > в своей "Золотой ветви" даже пытался проследить, какими путями > из сверхъестественного авторитета мага родилась идея сакральной > власти, развившаяся на более поздних ступенях цивилизации. > И всё же, как это на первый взгляд ни парадоксально, власть > "царя-бога" не смогла стать абсолютной в полном смысле слова. > Древний Восток не принял полного тождества воли монарха с высшей > божественной волей, с этическими заповедями и традициями религии. > Несмотря на спои сакральные прерогативы, правитель, так или иначе, > вынужден был считаться с этими заповедями и традициями, выступать > их исполнителем и хранителем. Вот почему царям Египта, Вавилона, > Ирана постоянно приходилось демонстрировать свое благочестие > и заявлять о верности "правде и справедливости". Словом, в принципе, > в идее монарх, даже окруженный священным ореолом, не рассматривался > как последняя инстанция истины. > Подобное положение вещей создавало для автократии известные > ограничения, стеснявшие ее действия. С наибольшей силой такие > ограничения проявились в двух культурных очагах - ветхозаветном > и древнегреческом. > В Ветхом Завете Закон Божий был недвусмысленно провозглашен эталоном > поведения для любого человека, будь он простой крестьянин, вождь > или помазанник-царь. Более того, в самой монархической власти Библия > видит лишь терпимое зло, своего рода уступку несовершенству людей. > "Не тебя они отвергли, - говорит Бог пророку Самуилу, когда народ > потребовал поставить им царя, - но отвергли Меня, чтоб > Я не царствовал над ними". А Книга Второзакония повелевает монарху > постоянно перечитывать свиток Закона Божия, "чтобы не надмевалось > сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона > ни направо, ни налево". > Отступления "помазанников" от Закона Божия публично клеймились > пророками. Сам статус пророка как свободного глашатая небесной воли > позволял проповедникам открытые и резкие выпады против властей, > хотя бывали, конечно, случаи, когда за свою смелость > они расплачивались свободой и даже жизнью. > Другой вариант контроля над действиями власти мы находим на Западе, > в демократических Афинах. Здесь на первый план выступала идея права. > Как показал Фюстель де Куланж в своей знаменитой работе > по античности, эта идея имела религиозное происхождение и тем > сближалась с социальными принципами Ветхого Завета. Но со временем > она приобрела рациональный и почти секулярный характер. > Впрочем, в те отдаленные времена Афины и Иерусалим были крошечными > островками среди моря государств, где господствовал принцип > сакральной монархии. <....> > Христос и Кесарь > Одной из главных причин почти трехсотлетних гонений на христиан > в Римской империи был именно их отказ признать в Кесаре земного > бога. В других случаях Рим был склонен проявлять веротерпимость, но > здесь компромисс оказался невозможен. От христиан требовали хотя бы > формального акта: они могли ограничиться тем, что бросят горсть > ладана на жаровню перед алтарем Кесаря. Однако тысячи людей, мужчин, > женщин, подростков, предпочли ссылку, тюрьму, пытки и смерть, > поскольку для них даже такая, казалось бы, невинная уступка была > изменой Христу... > Христиане отнюдь не были анархистами или мятежниками, выдвигавшими > свой альтернативный вариант государственного строя. Являясь духовным > движением, новая вера не ставила перед собой задачу создавать > политические проекты или утопии. Она принимала существующий порядок > и законы как позитивную данность. Ведь при всем своем несовершенстве > Римская империя унаследовала и развивала греческую идею права, > законности. С этим фактом тесно связан завет апостола Павла > о "покорности высшим властям". Согласно его учению, сам принцип > власти, противостоящей социальному и политическому хаосу, установлен > "от Бога". > Но при этом Церковь утверждала и другой принцип, выраженный в словах > апостола Петра. Он передан в Книге Деяний учеником ап. Павла, > св. Лукою: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". > Конкретно речь шла о религиозной сфере, а, следовательно, в этих > словах заключалось требование свободы совести. > Кроме того, христианство не отказывалось от своего права > нравственной оценки деяний Кесаря. В частности, Апокалипсис > изображает тираническую империю, которая введет войну со святыми, > в виде чудовища, заимствуя этот образ из ветхозаветной > Книги Даниила, первого в истории "манифеста религиозной свободы". > Выступая против обожествления Кесаря, христианство бросало вызов > и той тенденции в религиозной психологии, которая состояла > из смешанных чувств подчинения и страха, восторга и жажды сильной > руки, преклонения перед мощью капризного Властелина, произвольно > карающего и милующего, перед небесным Деспотом, образ которого > легко сливался с образами земных носителей власти. > Лик Вечности, открывшийся в Иисусе Назарянине, свободен от подобных > черт. Меньше всего в нём можно видеть проекцию затаенных желаний, > питающих культ земного могущества. > Еще пророки Ветхого Завета, возвысившись над соблазном > "божественного деспотизма", предсказывали, что Избавитель придет > на землю без традиционных атрибутов земного властелина. > И действительно, в Евангелии нет того, что подавляло бы свободу > человеческого выбора и решения. Христос рождается и живет > среди бедняков, незнатных, презираемых людей. Его ученики не элита, > а простые, рядовые люди. Он не совершает ни одного чуда с целью > доказать Свою власть. Он не имеет послушного войска, как Мухаммед, > не совершает насилия над душами. Его не поддерживают ни религиозные, > ни светские авторитеты. Он проходит по земле не как триумфатор, > а как человек отверженный, гонимый, окруженный стеной непонимания. > Он познаёт горечь предательства, клевету, осуждение. Умирает > не как Будда, в преклонных годах среди верных друзей, а в расцвете > лет, как последний преступник, на позорном столбе, под улюлюканье > черни, оставленный всеми. И даже после таинственных пасхальных > событий Он не является Своим врагам для того, чтобы сломить их волю, > заставить поверить в Себя. > Пусть в какие-то моменты Христос бывает суров и даже грозен, > Он всегда оберегает человеческую свободу, ищет не рабов, а сынов. > В Евангелии нет давящих аргументов, которые парализуют волю, будь то > неопровержимые чудесные феномены или неоспоримые доводы логики. > Это отчетливо сознавал апостол Павел, когда говорил: "И Иудеи > требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа > распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же > призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию > премудрость". > Недаром Данте говорил, что величайшим чудом христианства явилось то, > что оно завоевало мир без чудес. Как и служение Иисусово, проповедь > Его учеников стала зовом духовной свободы, обращенным к свободной > совести людей. "К свободе призваны вы, братья!", - восклицает Павел. > Апостолы шли покорять землю, не опираясь ни на какую внешнюю силу, > дав тем самым идеальный образец для всех последующих христианских > поколений. И этот евангельский, апостольский идеал не могут затмить > никакие измены ему, не раз случавшиеся в ходе истории. [ свящ. Александр Мень. из статьи РЕЛИГИЯ, "КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" И СЕКУЛЯРНОЕ ГОСУДАРСТВО (Заметки историка религии), вошедшей в сб. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html; www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_10.html; ср. http://tapirr.livejournal.com/357980.html ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol0@mtu-net.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Иисус подъехал к тому месту, где начинался спуск с Масличной горы, вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога за все чудеса, которые они видели, ликуя и восклицая: "Благословен идущий во имя Господа Царь! Мир на небе и слава в вышних небесах!" Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!" Он возразил: "Поверьте, если умолкнут они, закричат камни". Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город, заплакал о его судьбе и сказал: "О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру! Но ныне от глаз твоих он скрыт. И вот наступят дни, когда враги окружат тебя земляными валами, возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон, тебя и жителей твоих сотрут с лица земли и не оставят от тебя камня на камне - из-за того, что не узнал ты время, когда Бог предлагал тебе спасение". Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им: "В Писании сказано: 'Дом Мой будет домом молитвы', а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46/*/) * * * *Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода, но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода. О том, что такое свобода и что такое любовь, нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт) ********************************************* /*/ - включает литургическое чтение вторника. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2493.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- | |||||
|
Удобный и практичный браузер бесплатные обновления |
Архив рассылки | RSS версия | Настройки | Отписаться: На сайте / По почте
Комментариев нет:
Отправить комментарий