Архив рассылки Мысли о христианской вере и Церкви | Не показываются картинки? |
|
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! Отправлено: 20-Nov-2009 0:22 =ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога > "Падшесть человека более всего выражается в том, что он тиран. > Есть вечная тенденция к тиранству. Он тиран... Если не в небольшом, > то в малом; если не в государстве, не в путях мировой истории, то > в своей семье, в своей конторе, в бюрократическом учреждении, > в котором он занимает самое малое положение. Человек имеет > непреодолимую склонность играть роль и в этой роли придавать себе > особое значение, тиранить окружающих. Человек тиран не только > в ненависти, но и в любви. Влюбленный бывает страшным тираном. > Ревность есть проявление тиранства в страдательной форме, ревнующий > есть поработитель, который живет в мире фикций и галлюцинаций. > Человек есть тиран и самого себя, и, может быть, более всего - > самого себя. Он тиранит себя как существо раздвоенное, утратившее > цельность, он тиранит себя ложным сознанием вины. Истинное сознание > вины освободило бы человека. Он тиранит себя ложными верованиями, > суевериями, мифами, тиранит себя всевозможными страхами, > болезненными комплексами, тиранит себя завистью, самолюбием, > ресентиментом/*/. Больное самолюбие есть самая страшная тирания, > человек тиранит себя сознанием своей слабости и своего ничтожества, > и жаждой могущества, и величества. Своей порабощающей волей человек > порабощает не только другого, но и себя. Существует вечная тенденция > к деспотизму, жажда власти и господства. Первоначальное зло есть > власть человека над человеком, унижение достоинства человека, > насилие и господство". <(Н.Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА)> ----------------------------------------------------- /*/ ressentiment - злоба, зависть, злопамятство (фр.). > "Смирение не только не есть отрицание личности, но оно есть > обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь > в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только > противоположно свободе, но есть акт свободы. И принятие внешнего > положения, выпавшего на твою долю, должно быть истолковано > как господство над внешним миром, как победа духа. Это не значит, > конечно, что человек не должен бороться за улучшение внешнего > положения, за социальные изменения и реформы, но он должен быть > духовно свободен, и тогда, когда изменения не происходят > и произойдут не скоро. Святость есть высшая духовная сила, победа > над миром. Любовь есть сила, излучение благостной, дающей жизнь > энергии. Преодоление страстей есть сила, и к этой силе призывает > христианство. Вся нравственная жизнь есть ничто иное, как обретение > энергии духовной жизни, победа над слабостью и непросветленностью > жизни природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе > не к покорности миру. Смирение не есть покорность, наоборот, > оно есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления. > Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе, > ибо Христос победил мир". <("О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА")> ЯК> Так писал Николай Бердяев, а Макс Шелер подчеркивал, ЯК> что ресентимент побеждается настоящим следованием за Христом. ЯК> Если человек называет себя последователем Христа, а при этом ЯК> сравнивает себя с теми, кто не следует, он грешит ресентиментом, ЯК> он опять считает, что рай - это удовольствие того, что ты видишь ЯК> своих врагов, своих угнетателей в аду, своих мучителей ты видишь ЯК> в вечных муках. Нет, христианство дарует человеку благородство, ЯК> это благородство человека, рожденного во Христе, благородство ЯК> человека, которого Иисус усыновил. Он усыновил всех, надо только ЯК> принять это на себя, согласиться на это усыновление. И тогда ЯК> человек становится благородным в полном смысле слова, ЯК> не агрессором, не каким-то античным или средневековым героем, ЯК> который не может иначе проявить свое благородство, как завоевав ЯК> кого-то, превратив кого-то в раба, в крепостного, в холопа. Нет, ЯК> человек становится благородным, освобождая другого, освобождая ЯК> и себя. ЯК> Такое благородство, христианское благородство, ни с кем себя ЯК> не сравнивает, оно любит другого как равного себе. ЯК> Это христианское благородство любит себя, любит себя и в силе, ЯК> и в бессилии, потому что в любом положении человек сохраняет ЯК> образ Божий. И в самом бессильном и униженном человеке всё равно ЯК> есть дух Божий, превосходящий все сокровища мира. Это - источник ЯК> радости. И в другом человеке, каким бы насильником он ни был, ЯК> как бы тебя он ни унизил и ни обобрал, и в нём есть этот ЯК> дух Божий, это можно разглядеть. Если другому что-то удалось, ЯК> потому что он в чём-то оказался сильнее и талантливее тебя, и это ЯК> слава Богу. Значит, здесь этот человек выполнил свое божественное ЯК> предназначение, и тогда подлость ресентимента уходит, испаряется ЯК> перед этим жаром радости и любви, что все сильны во Христе, ЯК> все спасены в том Боге, который открыл себя всем людям ЯК> не для осуждения, а для всеобщего спасения. [ свящ. Яков Кротов в радиопрограмме "С христианской точки зрения", от 9 марта 2003 г., о ресентименте. http://archive.svoboda.org/programs/Christ/2003/Christ.030903.asp ] +++ см. также: Н.Бердяев: тиранство www.messia.ru/rasylka/002/235.htm#0 * * * > Зависть есть самоограничение, даже зависть к Богу. Быть богом - > слишком мало для человека, который может быть человеком. Зависть > хорошо видит чужое добро, но не видит своего. Она видит, что быть > Богом - вершина, но не видит, что быть человеком - такая же вершина. > Если бы Бог был человеком, Он бы завидовал человеку, и многие > религии рисуют божеств, завидующих людям. Бог как Бог не завидует > человеку не потому, что выше человека, а потому что любит человека. > Любовь не завидует, хотя мало не завидовать, чтобы любить. [ свящ. Яков Кротов. СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА. ЗАВИСТЬ www.krotov.info/yakov/2_chlvek/2_svoystva/zavist.htm ] * * * > Свобода от собственного Я > Существует <> одно распространенное недоразумение: под смирением > часто понимают скромность. А это разные вещи. Действительно, > скромность, то есть стремление не привлекать к себе внимания, может > выражать смирение, но не обязательно. За скромностью могут стоять > совершенно иные мотивы: например, тревога или желание убежать > от ответственности. > Смиренный человек не выйдет, скажем, выступать на сцену, когда > знает, что кто-то выступит лучше него; застенчивый не выйдет > на сцену просто потому, что боится. Во втором случае за такой > боязнью часто кроется страх неудачи, и тогда скромность > будет проявлением гордости, которая стремится сохранить образ > совершенного Я. Человек, который с эгоцентризмом скромности > постоянно говорит: "Я недостоин, я ни на что не гожусь", - может > этим привлекать к себе внимание и сочувствие, а также отказываться > от ответственности. В отличие от него, смиренный человек, когда > он видит, что больше на сцене выступить некому, взойдет на нее > с легкостью, не боясь внимания людей и не слишком беспокоясь > о неудаче. Смиренный и не боится сцены, и не стремится стоять > на сцене как можно дольше по одной и той же причине: он способен > видеть себя в рамках большой картины, где его собственное > Я не является грандиозным центром мироздания, вокруг которого > вращается всё остальное. > Такая способность смотреть на себя в перспективе рождает трезвую > самооценку, о чём уже говорилось выше, но это не всё. Человек, > свободный от болезненной заботы о своем Я, просто лучше видит > окружающий мир. Он открыт к новым идеям и мнениям, он лучше замечает > красоту и ценность всех явлений и людей и чаще испытывает > благодарность. Это проявляется в любых взаимоотношениях, которые > он устанавливает. Ему неинтересно повелевать другими, у него > нет навязчивой потребности доказывать свою значимость или свою > правоту. Тогда он занимает в межличностном мире ровно столько места, > сколько ему действительно нужно, оставляя много свободного > пространства другому. > Собственно, любить и означает поставить в центр жизни, помимо себя, > кого-то еще. Потому без смирения любви просто не может быть > по определению и потому в браке невозможно обойтись без смирения. > Так что нас не должны удивить результаты одного исследования 70-ти > пар: чем выше человек оценивает смирение своего супруга или супруги, > тем больше он доволен своим браком. > Тихая сила брака > Само вступление в брак - шаг смирения. "Ты мне нужна, - говорит > муж жене, - я не самодостаточен". Это согласие на добровольную > зависимость от другого и признание своей неполноты. И затем тихая > и неприметная сила смирения работает на отношения. В свою очередь, > хороший брак помогает этой силе расти. Брак - это как один долгий > урок смирения. Где еще можно так прямо и зримо столкнуться > с собственным эгоизмом и увидеть свою трагическую неспособность > любить? И в браке от таких болезненных столкновений никуда > не убежишь и о них не забудешь: другой человек, вольно или невольно, > напоминает тебе о них постоянно. > Гордость вынуждает человека отстаивать свою значимость и доказывать > свое совершенство, а супруги мастерски замечают недостатки > друг друга. Так возникает борьба обвинений - чтобы мне не было > больно от моего несовершенства, я обвиняю другого. Но это тупик > для отношений. > Если же человек реалистично принимает себя, он знает свои ошибки > и недостатки, готов их признать и снисходительнее относится > к недостаткам другого. Это упраздняет многие бесплодные сражения > супругов, позволяет решать конфликты, мириться и плодотворно > сотрудничать. Кроме того, смиренный способен ценить и уважать, > да и просто замечать другого. И наконец, ему легче прощать. Так, > даже после глубокого краха отношений (скажем, после измены) > восстановление разрушенного может начаться только со смирения > с обеих сторон. > Откуда берется смирение? > Откуда же его взять? Вот что на эту тему писал Льюис: "Если кто-то > желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте > свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, > ничего нельзя предпринять, пока он не сделан". Тут есть удивительный > парадокс: чтобы научиться смирению, нужно им обладать с самого > начала. Если же я сознательно стремлюсь забыть о себе, я всё равно > вожусь со своим пресловутым Я - это как тщетная попытка не думать > о белом бычке. Правильнее было бы стремиться к тому, чтобы больше > думать о другом, а не меньше думать о себе. Но и такая задача > невыполнима: чтобы стать смиреннее, надо любить, а чтобы любить, > надо обладать смирением. > Понимая, что своими усилиями ни на волосок не станешь смиреннее, > всё равно можно (и нужно!) делать поступки - просто поступки, - > которые выражают смирение (что бы я ни чувствовал): охотно служить > другому, показывать ему, что он для меня ценен, принимая его критику > и советы, просить прощения за свои ошибки или даже щедро относиться > к нему, когда он очевидно не прав. Но само по себе это вряд ли > делает человека смиреннее. > Как мы видели, за гордостью стоит страх болезненной встречи > с собственной неприглядностью. Я не уверен в том, что этот страх > можно устранить психологическими техниками "повышения самооценки". > Этот страх преодолевается через опыт (и детский, и взрослый) любви: > когда меня любят "ни за что", я могу отказаться от обороны своего Я. > Но этот факт невозможно превратить в "полезный совет", в технику > обучения смирению. Это качество не дружит с техниками, и даже > само выражение "достичь смирения" содержит в себе внутренне > противоречие. > Так что это путь всей жизни - причем путь против течения культуры > успеха и совершенства. Это, разумеется, путь христианской жизни, > но одновременно - просто единственно возможный путь к человеческим > (в подлинном смысле этого слова) взаимоотношениям. И сам этот путь > также обязательно пролегает через взаимоотношения с другими: умереть > для своего Я можно только в отношениях - с людьми или с Другим > с большой буквы - с Тем, Кто Сам "кроток и смирен сердцем". [ Михаил Завалов. из статьи "Смирение и брак" www.ioannp.ru/publications/451571 ] * * * * * К чему эта несколько сумбурная подборка цитат? Это небольшие иллюстрации к нашему очередному кусочку из 1-го Послания коринфянам - к знаменитой гл. 13. * 1 Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня * 2 нет - я только меди звон и литавр грохот. ∙ Если у меня есть * дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, * или у меня такая вера, что я могу горы передавигать, а любви * 3 нет, - я ничто. ∙ И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже * тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет - ничто мне * не поможет. * 4 Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, * 5 любовь не превозносится, ∙ не бесчинствует, любовь * 6 не себялюбива, не обидчива, не держит зла. ∙ Любовь не радуется * 7 злу, она радуется правде. ∙ Она всё извиняет, всему верит, * на всё надеется, всё переносит. * 8 Любовь никогда не пройдет. Дар пророчества - исчезнет, * 9 дар языков - прекратится, знание - станет ненужным. ∙ Ведь * 10 наше знание частично, и пророчество частично. ∙ А когда придет * 11 совершенство, всё частичное исчезнет. ∙ Когда я был ребенком, * я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. * 12 Стал взрослым - и всё детское отошло. ∙ Теперь мы видим только * смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. * Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, * как знает меня Бог. * 13 А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда, * любовь. Но из них больше всех любовь. (перевод В.Н.Кузнецовой) + + + комм. Кузнецовой: www.messia.ru/rasylka/008/2315.htm#0 + + + Преподобный Симеон Новый Богослов: Любовь - выше всего www.messia.ru/rasylka/007/1928.htm#0 + + + универсальная энергия жизни (Н.Бердяев, Ф.Янси, и др.) www.messia.ru/rasylka/006/1580.htm#0 (+ ссылки: свящ. Александр Мень, митр. Антоний, Дитрих Бонхёффер и др.) * * * > Небесного свода Создатель, Господи, / и Церкви Строитель, > Ты меня утверди в любви к Тебе, > предел желаний, верных утверждение, / единый Человеколюбец. [ ирмос 3-ей песни канона молебного Богородице. Перевод на русский - иером. Амвросий (Тимрот) www.azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv09.shtml ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol0@mtu-net.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- * ... братья, просим вас и именем Господа Иисуса призываем жить и дальше так, как мы вас научили, чтобы быть приятными Богу. Вы так уже и живете, но старайтесь жить еще лучше. * Вы знаете, какие наставления мы дали вам властью Господа Иисуса. Воля Божья в том, чтобы вы посвятили себя Ему и отказались от всякого распутства. Пусть каждый блюдет свое "хозяйство" в святости и чести, а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога. И не вздумайте в этих делах преступать границ и посягать на права брата, потому что за всё это Господь отомстит ... Ведь Бог нас призвал не к тому, чтобы мы жили в нечистоте, но призвал к святости. Следовательно, тот, кто отвергает это, не человека отвергает, а Бога, дающего вам Свой Святой Дух. * О любви к братьям нам нет необходимости писать вам, ведь сам Бог научил вас любить друг друга и вы так и относитесь ко всем братьям, живущим в Македонии. И всё же, братья, просим вас любить друг друга еще сильнее и больше всего стремиться к тихой и мирной жизни. Пусть каждый из вас занимается своим делом и зарабатывает на жизнь собственными руками, ... чтобы и посторонние вас уважали и вы ни в чём не знали нужды.* (1Фес.4:1-12) * * * Иисус сказал: "Глаза - это светильник для человека. / Когда глаза здоровы, весь человек полон света, / когда глаза больны, человек окутан тьмой. Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой! Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного, ты весь будешь светиться, / как если б озарял тебя своим сиянием светильник". Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус вошел в дом и сел за стол. А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен. Но Господь сказал ему: "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо, но внутри полны жадности и злобы. Глупцы! Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри? Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет чистым!" (Лк.11:34-41) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2483.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 * ******************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- | |||||
|
Удобный и практичный браузер бесплатные обновления |
Архив рассылки | RSS версия | Настройки | Отписаться: На сайте / По почте
Комментариев нет:
Отправить комментарий