Служба рассылок MailList.ru компании АГАВА
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! * * * Уважаемые подписчики! Читать эту рассылку в нормальном гипертекстовом виде можно на сайте: messia.ru/rasylka/010/2520.htm#0. Кроме того, на странице messia.ru/rasylka вы можете подписаться на получение рассылки через другой сервис. отправлено: 16:35 10.II.2010 =рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) > <...> Для нас, для всех слово "пост" в первую очередь связывается > с определенным воздержанием от некоторых видов пищи. Но Пост этим > не исчерпывается, и я хочу на этом остановиться. > Человек - существо очень сложное. Он не является ни хищником, > ни травоядным существом, и он не запрограммирован на определенный > вид пищи. Поэтому, переключаясь то на растительную, то на животную > пищу, он всегда испытывает некоторую перестройку организма. > Это было важным фактором в процессе эволюции человеческого > организма, это было важным фактором в истории культуры. Но по мере > того как человек стал развиваться интеллектуально и духовно, перед > ним встала проблема: а не является ли чем-то недолжным, чем-то > чуждым для него вот это питание трупами животных, вот это > хищническое истребление других жизней. > И многие учения, особенно индийские, полностью отказались от пищи, > которую мы берем у убитого животного. В других регионах были особые > виды живых существ, которые табуировались, то есть запрещались > в пищу. Это тоже был элемент какого-то воздержания. > Меня нередко спрашивают, а почему в Евангелии нет ахимсы, > <т.е.> не провозглашен индийский принцип неубиения. Разумеется, > я не могу, и никто из богословов и служителей Церкви не может точно > и адекватно сказать, почему. Но нет заповеди такой, что человек > не имеет права на жизнь живых существ. > Сказано в Писанин, что блажен тот, кто "и скоты милует", то есть > кто относится милосердно к животным. Но жертвенная кровь животных > для человека сохраняется потому, что на определенном уровне > цивилизации человек еще не в состоянии обеспечить себе пищу > без животных. > Если бы сейчас весь земной шар пошел по пути, по которому идет > индийский народ, исповедники индуизма, я боюсь, что это создало бы > острейшие проблемы голода на всей земле: миллионы людей и так > голодают. Если бы они лишили себя и этой формы пищи, вероятно, > голод стал бы еще более угрожающим и тяжким. Это только мой > аргумент и предположение, но заповеди такой нет. Как говорил один > из выдающихся наших современных богословов митрополит <Сурожский > Антоний (Блюм)>, человек хотя бы в какие-то периоды года должен > подняться над своим хищничеством, и, поверьте, что в этот период > человек чувствует это не только на своем теле, но и на душе. > Я по себе знаю, когда начинаешь воздерживаться от животной пищи, > тело становится как-то легче. > Есть какие-то изменения, которые помогают духовной жизни. Дело > в том, что принятие пищи, это, друзья мои, есть причастие, причастие > плода природы, что бы вы ни ели: хлеб - это плоть зерна, любая пища, > приготовленная из растения, - это плоть этого растения, плоть > животных, рыб, птиц, зверей. Мы причащаемся природе через пищу, > и природа входит в нас. Всё что мы нарастили себе, начиная > с детства, на нашем теле, это взято из природы, заимствовано из нее > в буквальном, прямом смысле. Она живет в нас. Но, кто знает, если > мы едим убитое существо, не входят ли в нас его страдание, > его страх, его мУка? Вопрос очень непростой. > Во всяком случае воздержание, хотя бы временное, от этих > несовершенных видов пищи, дело, несомненно, благое. <....> > Да, действительно, когда четыре раза в году человек, соблюдающий > правило православной церкви, воздерживался на определенное время > от мясной пищи, он был в выигрыше физически - несомненно; но он был > и в выигрыше морально, потому что всякое воздержание есть усилие > нашего внутреннего духовного организма. Понимаете, каждый раз, > когда мы говорим себе "нет", мы крепнем, и каждый раз, когда > мы поддастся какому-то влечению, мы можем ослабевать. > Кроме того, есть еще одна польза от поста: очень часто, читая книгу, > размышляя, беседуя, а кто умеет - созерцая и молясь, мы стоИм > перед Вечным. Но в быту, в повседневности, мы об этом забываем, > и начинаем жить так, как будто мы отдалились от самой передней > реальности. И вот, когда церковное правило вторгается в наш быт, > когда приходится думать, а что тебе купить, а что тебе > приготовить, - это как бы невольное напоминание в быту о постоянно > идущем церковном священном годовом круге. Это вечность стучится > к нам в Церковь, напоминая о главном. > Итак, четыредесятница - сорокадневный Великой пост, который <..> > завершается Страстной неделей. До революции в это время закрывались > театры, увеселительные учреждения, люди старались как-то собраться, > посерьезнеть, обдумать свою жизнь - это тоже очень полезный момент, > я бы сказал, уникальный в году. > Откуда же возник этот обычай? Когда в древней Церкви крестились > люди преимущественно во взрослом возрасте, к крещению серьезно > и долго готовились. Иногда год, бывало, что и два. Но наиболее > интенсивная, скоростная подготовка - у нас ведь люди часто приходят > без всякой подготовки - она длилась семь недель. Вот этот период - > подготовки к крещению - предварял Пасху. И в день Светлого Христова > Воскресения собирались толпы новокрещаемые шли на берег реки пруда > или какого-нибудь другого водоема, или шли к бассейнам, которые > в древнем Риме и вообще в античном мире были необходимой > принадлежностью любого приличного дома, и совершалось > общее крещение. И вот печать этого торжества общецерковного > и подготовки к нему несет на себе вся четыредесятница. > Первое. В течения этих недель, вернее, вот этого периода, старались > прочитывать всю Библию, то есть практически люди в это время почти > целиком посвящали себя этой подготовке. Епископ или потом > священники уже собирали утром в храм новокрещаемых, читали им Библию > в главных своих текстах и объясняли. У нас в храме обычай > этот сохранился. Во время Великого Поста прочитывается > за богослужением значительная часть Ветхого Завета и все четыре > Евангелия. > Далее. Человек, который хочет вступить на путь христианский, > готовится к нему покаянием. Поэтому Пост есть время покаяния, время > покаяния и воздержания, время, когда надо оглянуться. Но тогда > вы меня спросите: хорошо, в древности готовили так новокрещаемых, > неофитов, а при чём тут мы? > Иоанн Креститель имел в виду, что даже человек, который причастен > к традиции с детства и у которого много предков эту традицию > передавали из поколения в поколение и хранили, всё равно должен > пройти через покаяние и внутреннее обновление. Для каждого > всё равно наступает момент, когда он оказывается перед лицом > Божиим - а это есть высший суд. > Здесь есть аналогия с Великим постом. Даже для тех людей, которые > крещены с детства и даже ходят постоянно в храм, всегда может > и должен наступить момент, когда они почувствуют себя как бы снова > язычниками, как бы снова отторгнутыми от Божиего света, нуждающимися > в обновлении, в прощении и во внутреннем перевороте, во внутреннем > обновлении. > Слово "покайтесь", которое провозглашал Иоанн Креститель, > по-гречески в Евангелии звучит как "метаноите", то есть переверните > свое мышление, передумайте всё. В наши дни это вновь становится > актуальным. > Можно сказать, что это похоже на движение реки, которая постепенно > засоряется, и всё уже становится ее русло, - наносы, ил, тина, > песок, - надо его очистить, чтобы вода чистая шла дальше, - и текла > в океан. Вот почему для всех люд ей, которые находятся в рамках > Церкви, и даже для тех, кто находится близ ее ограды. > Пост становится временем размышления и покаяния. > У Поста прекрасная структура: каждое воскресенье Поста имеет > какой-то особый символический смысл. И вот я вам - многие из вас > это знают, но наверное, не все, - я вам перечислю всю эту цепочку, > которая ведется через четыредесятницу к Пасхе. > Сначала идет предпостовый период. Начинается воскресенье, > когда читается притча о мытаре и фарисее. Воскресенье > по-церковнославянски <..> - "неделя". Hеделя мытаря и фарисея. > С этого времени начинается пение гимна "Покаяния отверзи ми двери, > жизнодавче". Мы уже здесь с вами слушали это пение, когда исполнял > хор, и я еще раз призываю здесь присутствующих около семи часов > вечера в любую субботу зайти в любой московских храм, и там > вы услышите, как поют этот замечательный гимн, чудесный гимн > "Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче". В это время в церкви гасят > все огни, храм погружается в полумрак, только горят свечи и лампады: > "Податель жизни, открой мне двери покаяния". > "Неделя мытаря, и фарисея" связана с притчей евангельской, маленькой > новеллой, которую Господь рассказал, чтобы пояснить, с каким > чувством человек должен стоять перед Вечностью. Вперед прошел > гордый блюститель законов, благочестивый фарисей, который соблюдал > все правила, все обряды, который приносил жертву на храм, который, > разумеется, не был ни разбойником, ни грабителем, а был > благополучным праведным человеком, и он молился: "Благодарю Тебя, > Боже, что я не такой, как эти негодяи, что чист перед Тобой". > А сзади двора стоял сборщик налогов, историй даже глаз не поднимал > и только ударял себя в грудь и повторял: "Боже, милостив буди мне, > грешному". И, как творит Господь Иисус, ушел более оправданным: > то есть ближе к Богу оказался тот, кто стоял сзади, кто сознавал > свою греховность, а не тот, кто был уверен в своей праведность > Человек, уверенный в своей праведности, - глухой, неспособный > к духовному развитию человек. Этот род нравственного самодовольства > означает остановку реки, которая должна течь. > А вы знаете, что происходит, когда останавливается течение реки? > Она заболачивается, вода начинает гнить - то же самое происходит > в душе. Достаточно сказать себе, как фарисей, что у меня > всё неплохо: я не убивал, не воровал, не грабил, <не> нарушал > брака - и кажется: всё - загорается уже нимб сверху. И мы, > как праведники, готовы предъявить Богу счет: вот у меня всё сделано, > открой мне путь к счастью и благословлению. > Это ложная позиция, и она осуждается. И поэтому мы должны учиться > молитве мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному". Что > это значит? "Я прошу помиловать". Фарисей что просил? > Справедливости. Он считал, что он с Богом схватился: я Тебе, > Ты мне. А мытарь ждал помилования. > Когда просят помилования, это значит признают свою вину, но надеются > на снисхождение. > Следующее воскресенье посвящено притче о блудном сыне. Кратко > напомню вам. Кто из вас был в Эрмитаже, вспомните картину > Рембрандта "Возвращение блудного сына". Юноша потребовал у отца > свою долю имения, ушел из дома. В старину, особенно на Востоке, > это считалось преступлением, - разделить имение, расколоть > имущество, тем более оторваться от семьи. Кто из вас бывал > на Востоке, хотя бы на нашем советском Востоке, знает, > как естественно и нормально там жить деду, прадеду, внуку - всем > вместе. Когда кто-то отделяется, это считается дурным поступком. > Так вот, отец молча ему всё отдает, и сын уходит в далекую страну, > где его никто не знает. Всё пропил, всё прогулял, и нищим скитался > на чужбине. В конце концов, пришлось ему наняться в батраки. > Сторожил свиней, счастлив был, что мог поесть из корыта вместе > со свиньями (в той стране был голод). > Потом он вдруг подумал, что мог бы у своего отца слугой быть, > и то было бы лучше. Пойду к нему и скажу, что я уже не сын твой, > я тебя предал, оскорбил, но возьми меня хотя бы в работники к себе. > И вот с этими мыслями он отправился домой, и отец увидел его > еще издалека, рваного, едва узнаваемого, утомленного, и молча - > опять-таки - побежал старик ему навстречу, обнял его. И когда > тот пытался сказать свою формулу, которую он твердил всю дорогу: > "Отец, я согрешил перед тобой, перед небом, недостоин называться > сыном, возьми меня хотя бы слугой", отец ему ничего не ответил, > а повел в дом, кликнул слуг, сказал, что собирайте пир, заколите > теленка, будем праздновать, наденьте на него одежду самую красивую, > вот перстень, - и праздник начался. > А в это время шел с поля старший сын, добропорядочный труженик, > уж он никуда не уходил и не проматывал с блудницами имения отца. > И когда он услышал шум, спросил у слуг: "Что там случилось?" "Пир, > вернулся твой младший брат, и отец устроил праздник!" Тому это стало > так отвратительно, что он, обозлившись, даже не вошел в дом. Отец > сам вышел звать его и сказал: "Иди к нам, мы ждем тебя!" Он сказал: > "Отец, я работал всё время для тебя и с тобою, и ты даже козленка > не зарезал, чтобы я погулял с друзьями. А когда этот, который > промотал половину имения с блудницами, пришел, ты устроил праздник". > И отец ответил: "Сын мой, ведь всё мое - твое, ты всегда со мной, > а мы должны радоваться, что этот твой брат был мертвым и теперь > ожил". Вот эта притча евангельская - она обо всём человечестве > и об отдельном человеке. > О человечестве, которое в течение своей истории, особенно > за последние столетия, пыталось само себя устроить как-то, > без небесного пути, без указания Небесного отца, оно идет куда-то > в страну далече и думает, что "всё в порядке", но промотало всё. > А Отец всегда ждет, всегда ждет. > И еще одно. Сын всё-таки вернулся, а такое возвращение - > оно трудно. Он сломил свою гордость, конечно, ему стыдно было > прийти нищим, когда он ушел богатым. Ведь люди, уезжая в чужую > страну, надеются, что они вернутся на коне, а он вернулся, > как говорится, на щите. Но он всё-таки пришел. И вот это > возвращение к духовным ценностям величайшим, оно требует от нас > признания ложности путей блуждания вдали. > А что касается старшего брата, то это психология необычайно > распространенная, это психология ревности и корысти. Я много раз > сталкивался с такого рода старшими братьями. Люди, которые всегда > ходили в храм и которые считали себя там хозяевами, пожилые люди, > вдруг увидев молодого человека или девушку, которые еще вот > только-только переступали порог церкви, говорили: "Зачем они пришли > сюда, они где-то там гуляли, танцевали и пришли к нам - это наш дом, > наш храм. Нам никто не нужен". А ведь это пришел брат или сестра. > И вот эта гордыня уверенности, что они рядом с Богом, значит, они > уже имеют знак качества духовный, это ложная уверенность. > Более того, вот этот старший сын, он был непохож на своего отца. > Мне всегда вспоминается история, как один человек приехал в Австрию > разыскивать сына умершего Моцарта - и нашел обычного человека. > Он искал сходство в его характере: родной сын, вроде, а не тот. > Вот так и мы с вами: у нас Небесный Отец, но можно ли узнать в нас > Его образ? Во всяком случае, вот в том старшем брате трудно было > узнать образ его любящего и мудрого отца. > Следующая неделя посвящена Страшному суду, она хронологически > совпадает с масленицей. Это проводы зимы и начало весны, старинный > языческий праздник, веселый, торжественный, немного разгульный. > <.....> > В это воскресенье читается место из Евангелия от Матфея, где Судья, > Бог, обращается к душе человека и говорит: "Что ты сделал в своей > жизни? Накормил ли ты Меня? Напоил ли ты Меня? Посетил ли > ты Меня, когда Я был болен?" И они говорят: "Когда же мы могли > это сделать?" И Он отвечал: "То, что вы сделали для Моих младших > братьев, вы сделали для Меня". Вот, в чём нам придется отчитываться > в жизни. И вот наши близкие, и те, с кем нам приходится жить, > они являются, сами того не зная, для нас рукой Божией, лицом Божиим, > мы должны служить Ему через них. И тогда мы будем счастливы. > Только отдавая сердце друг другу, мы сможем быть счастливы. > Но мы предпочитаем брать, только брать, и поэтому мы несчастны, > глубоко закомплексованы, встревожены, измучены. Потому что мы хотим > брать, брать, брать, а нам не дают, потому, что хочет брать каждый. > И получается, что все хотят брать, и не получает настоящего никто, > и несчастны все. И Суд Божий, он дает направление веселью, чтобы > оно не было просто бездушным разгулом, а чтобы оно всегда > сопровождалось служением добру, отдачей. [ священник Александр Мень. из лекции "Великий пост" (1 апреля 1989 г. в ДК "Красная Пресня") www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение" редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol0@mtu-net.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Придя на место, Он сказал им: "Молитесь, чтобы устоять в испытании!" А сам отошел от них на расстояние брошенного камня и, став на колени, молился: "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши! Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:40-42/*/) * * * *Когда Иисуса вели на казнь ... за Ним шла большая толпа народа, и среди них женщины, которые били себя в грудь, оплакивая Его. Иисус, повернувшись к ним, сказал: 'Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима! / О себе плачьте и о детях своих! Вот наступают дни, когда будут говорить: "Счастливы бесплодные, нерожавшие / и не кормившие грудью!" Тогда будут говорить горам: / "Обрушьтесь на нас!" - / и холмам: "Скройте нас!" Если с деревом, полным соков, так поступают, / что же будет с сухим?' Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников. И когда пришли на место, называемое "Череп", распяли там Иисуса и преступников - одного справа, а другого слева от Него. Иисус говорил: 'Отец! Прости им, они не понимают, что делают!'* (Лк.23:26-34/***/) * * * *Но Господь снова говорит: "Вернитесь ко Мне всем сердцем, поститесь, плачьте, рыдайте!" Разорвите свои сердца, а не одежды, вернитесь к Господу, Богу вашему! Ведь Он милостив и милосерден, терпелив, Своей любви верен, и о зле сожалеет Он. Как знать: может, Он и пожалеет, оставит после Себя благословение - хлебные приношения и возлияния Господу, Богу вашему? Трубите в рог на Сионе и объявите пост, запретите всякую работу! Соберите народ, назначьте священное собрание: созовите стариков, соберите детей, младенцев! Пусть приходит жених, оставив комнату свою, пусть невеста скорее покинет брачный чертог. Пусть священники плачут между Храмом и жертвенником. Пусть они, служители Господа, взывают: "О Господь! Смилуйся над Своим народом! Тех, кто принадлежит Тебе, не отдавай на поругание, другим племенам во власть! Не то иноплеменники скажут: "Ну и где же их Бог?" И разгорелась у Господа любовь к Его стране, и Он сжалился над Своим народом. И Господь сказал народу: "Вот, посылаю вам зерно, молодое вино, посылаю масло олив - вы получите всё в избытке. И уже не отдам вас на поругание другим племенам. (Иоиль 2:12-19, перевод: А.Графов/**/) * * * "Спаситель велел нам стать детьми, и радость наша в том, что мы получаем дары, подарки, сюрпризы." (Г.Гейл) ********************************************* /*/ - из еванг. чт-я вторника. /**/ - читается на 6-м часе в среду. /***/ - из еванг. чт-я четверга. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2520.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | -----------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий