Архив рассылки Мысли о христианской вере и Церкви | Не показываются картинки? |
|
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны! Отправлено: 05-Jan-2010 11:13 =ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Выпуск посвящен апостольскому чтению (православной Церкви) праздника Рождества Христова: Галатам, 4:4-7. СЫНОВЬЯ, А НЕ РАБЫ 4 Но когда наступила полнота | Но когда исполнилось времени, Бог послал Своего | назначенное время, Бог послал Сына, родившегося от женщины | Своего Сына, рожденного 5 подвластным закону, ∙ чтобы | женщиной и подвластного Закону, освободить тех, кто подвластен |∙чтобы выкупить на свободу закону, дабы мы получили | подвластных Закону и усыновить 6 усыновление. ∙ А раз вы | нас. ∙ И потому что вы - сыны, сыновья, то Бог послал в наши | Бог послал в наши сердца Дух сердца Духа Своего Сына, | Своего Сына, Дух, взывающий: Который взывает: Авва - Отец! | "Абба! Отец!" ∙ Значит, 7 Так что ты уже не раб, но сын, | ты больше не раб, ты - сын. а коли сын, то и по воле | А если сын, то и наследник, Божьей наследник. | им тебя сделал Бог. ----------------------------------+--------------------------------- (ИП*) (ВК*) Отрывок 4:1-7 продолжает тему, начатую в 3:26-29. Павел приводит еще один пример из области права, сравнивая положение сына-наследника и раба (стт. 1-2), а затем применяет его к ситуации в Галатии. "НАЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ" - дословно "полнота времени". Время понималось как некая текучая субстанция: когда сосуд наполняется, наступает срок определенного события. Время, назначенное Небесным Отцом, - поворотный пункт всей истории спасения, его знаменует приход в мир Христа (см. 3:24). Это время свободы от всего того, что держало людей в рабстве. Христиане перестали быть рабами и стали сынами. "Бог ПОСЛАЛ Своего Сына" - вероятно, слово "послал" здесь указывает на предсуществование Иисуса (1Кор 1.24,30; 8.6; ср. Кол 1.15-17; 1Кор 10.4), хотя апостол не делает здесь на этом акцента. В этих словах соединены два важнейших понятия раннехристианского богословия: Богосыновство Иисуса и посланничество. Ср. особенно Ин 3:17: "Бог послал Сына в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасен". Павел указывает на то, что Иисус пришел в мир как всякий человек - Он был РОЖДЕН ЖЕНЩИНОЙ. Этим подчеркнута Его подлинно человеческая природа. Отсюда Его способность сопереживать нам (ср. Евр 4:15; 5:2) и быть нашим Заступником и Ходатаем перед Богом. Только благодаря тому, что Иисус - воистину человек, другие люди могут получить божественное сыновство. Иисус прошел весь путь Адама вплоть до смерти, чтобы исполнить Божий замысел относительно человечества. (См. Пс 8:6-7: "Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его".) Иисус, родившись от матери-еврейки, был евреем и обязан был исполнять повеления Закона. Таким образом, Он тоже был "ПОД ЗАКОНОМ", но не "под грехом" (см. 2Кор 5:21) и, следовательно, Закон не был для него тюремщиком, воспитателем и опекуном. Иисус был послан в мир, чтобы ОСВОБОДИТЬ людей, "выкупив" от проклятия Закона. Так реализуется принцип взаимообмена. Только став евреем, Он смог избавить Своих соплеменников от ига Закона, а тем самым и язычников, которые не были должны становиться евреями, чтобы обрести спасение. Только став Человеком, Иисус мог спасти людей. Говоря об ИСКУПЛЕНИИ (выкупе), апостол неявно отсылает нас к книге Исход, к повествованию о том, как Бог призвал Моисея вести народ Божий из египетского рабства к свободе. Освобождение было обещано задолго до этих событий и было реализовано после событий Пасхи. Через 40 дней после Пасхи народ пришел к горе Синай, где ему был дан Закон, как путеводитель через пустыню к Обетованной земле. Эта история знакома любому еврею. Когда родился Иисус, Израиль был снова в рабстве. Но не у египтян, а у "стихий мира" (ст. 3. Нет единого мнения по вопросу о том, что именно апостол обозначил этим выражением. Это могут быть духовные существа или звёзды; { см. подробнее: www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#stihii } в стт. 8-11 снова говорится об этих "стихиях"). Чуть раньше Павел смело указывает на то, что и сам Закон стал одной из тех сил, которые держат народ Божий в рабстве (3:23-24). Закон стал преградой, препятствующей исполнению давнего намерения Бога освободить и объединить Свой народ, создать единую вселенскую семью. Но вот происходит НОВАЯ ПАСХА-ИСХОД. Бог снова послал в мир Своего посланника, нового Моисея - Иисуса Мессию. Через Его смерть "куплена" свобода для тех, кто был в рабстве. Через 40 дней после новой Пасхи Бог дает не новый Закон, а изливает Своего Духа на Церковь. Через это Его народ становится Его детьми, не только с точки зрения официального статуса, но и по внутренней сущности. Свидетельство тому - главная молитва Церкви, данная ей Иисусом Христом, молитва Господня "Отче наш..." "Отче" - на родном языке Иисуса, по-арамейски - "Абба" (или "Авва"). Это слово было выражением доверительного отношения детей к отцу. Павел говорит о том, что сейчас происходит то же самое, что случилось при исходе из Египта, только на более глубоком уровне: освобождение и усыновление Богу. Теперь это окончательное освобождение и усыновление. И теперь оно - как для иудеев, так и для язычников (которые также были в порабощении). (Ср. Рим 8:3: "Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле".) УСЫНОВЛЕНИЕ - вторая цель Бога. Он дает нам больше, чем мы могли бы надеяться. Его замысел - не только избавить нас от грехов, но и сделать Своими сынами. Но в отличие от Иисуса, предвечного Сына Божьего, христиане становятся сынами через усыновление. Здесь снова мы видим принцип взаимообмена: поскольку Иисус - Сын, то и те, кто Христовы, тоже дети Божии. Интересно, что в Израиле практика усыновления, по всей видимости, была неизвестна (а вот в Риме усыновляли очень часто. Усыновленные получали те же права, в т.ч. на наследство, что и кровные сыновья.). Павел, говоря об усыновлении, мог иметь в виду избавление народа Израиля из египетского плена. Ср. Ос 11.1: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего". СЕРДЦЕ в еврейской антропологии было вместилищем ума и воли. И именно здесь теперь обитает Дух. Дух послан "в наши сердца". После слов "вы - сыны" мы могли бы ожидать, что будет сказано: "в ваши сердца" (такой вариант мы находим в позднейших рукописях). Вероятно, апостол хочет сказать, что Дух послан и "в ваши, и в наши сердца". (В Новом Завете никто, кроме Павла, не использует выражение "Дух Своего Сына", хотя о Духе Сына Божьего говорится неоднократно: Рим 8:9,15; 1Петр 1:11; 2Кор 3:17; Флп 1:19; Деян 16:7. После Своего воскресения Христос полностью вошел в сферу Духа. Теперь прославленный Господь постигается верующими через Дух. В 1Кор 15:45 апостол даже называет Христа "животворящим Духом". Дух Божий и Дух Христа у Павла - нераздельные и даже взаимозаменяемые понятия. Ср. Рим 8.9-10: "Вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, если в вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его".) "АББ`А" - этим арамейским словом дети в семье называли отца, это было теплое, интимное слово, в отличие от более почтительного и формального "отец". Вероятно, Иисус всегда так обращался к Богу и учил Своих учеников называть Бога так же. Христиане получили право так обращаться к Богу, потому что они - Христовы, а Христос называл Бога "Абба". В книге Исход Бог Авраама открывает Себя по-новому - как Бог, верный Завету, и приходящий на помощь Своему народу. Это откровение Бога выражено в Его имени, которое Бог сообщает Моисею - Яхве (YHWH; Исх 3:14; 6:2-8). Теперь же ап. Павел объявляет своим адресатам о том, что через деяния Иисуса Христа произошло новое откровение Бога. Бог открыл Себя как бесконечно любящий род человеческий Отец. Похоже, что стихи 4-6 представляют собой КРЕЩАЛЬНЫЙ ГИМН или краткое исповедание веры перед крещением, цель которого напомнить крещаемым то, что сделал для них Бог. В первой половине гимна говорится о том, что Бог послал Сына, а во второй - о том, что Он послал Дух. (Ср. Рим 8:15-17, почти дословно повторяющие стт. 5-7 этого письма.) В ст. 7 Павел внезапно переходит от второго лица множественного числа к единственному числу второго лица. Это ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ придает тексту торжественную серьезность и одновременно теплоту. Он обращается к каждому из читателей в отдельности. Его слова должны дойти до каждого сердца! С приходом Христа рабство закончилось, период духовного детства ушел в прошлое. Христиане - это совершеннолетние сыны Бога. ОТНОШЕНИЯ СЫНА И ОТЦА в древности во многом понимались не так, как в наше время. Говоря о них, мы прежде всего думаем о взаимной любви. Но тогда главным в отношении сына к отцу было его полное послушание воле отца: отец приказывал - сын исполнял. Но послушание сына было проявлением любви. И у христиан на место страха перед Богом должна придти доверительная любовь, преданность и послушание, основанное на любви. Они должны жить как люди, ответственные за свою жизнь, за свой выбор. Ведь рабы ни за что не отвечают, они всего лишь исполняют приказы хозяина. К сожалению, люди очень часто боятся свободы и предпочитают рабство. Но Христос освободил нас для свободы. Бог, усыновив нас, тем самым сделал нас законными НАСЛЕДНИКАМИ. (Ср. Рим 8.17: "А если дети, то наследники - наследники Бога, сонаследники Христа, потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу".) / Составлено по следующим материалам: ∙ В.Н. Кузнецова. Комментарий на письмо церквам Галатии // М.: ОПУОПАМ, 2003. ∙ Н.Т.Райт. ПАВЕЛ. ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ И ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ. Популярный комментарий. (Перевод: А. Конев) // М.: ББИ, 2008. Стр. 42-4. + Перевод текста Послания: (ИП) - игумен Иннокентий (Павлов). ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО? (Приложение. Тексты Нового Завета) // М.: Эксмо, 2008. Стр. 199-201. (ВК) - из комм. В.Н. Кузнецовой / комм. В.Н. Кузнецовой к предыдущим стихам: www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#0 ; к последующим (4:8-11): www.messia.ru/rasylka/003/564.htm#0 . см. также: + + + игумен Иннокентий (Павлов); В.Н.Кузнецова www.messia.ru/rasylka/009/2356.htm#0 + + + священник Александр Мень: усыновление Богу www.messia.ru/rasylka/007/1959.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol0@mtu-net.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звёздам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!* (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота)) * * * "Дни человека - как трава; как цвет полевой он цветёт..." (Пс.102) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2502.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm ----------------------------------------------------- |другие рассылки проекта "Христианское просвещение":| |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- | |||||
|
Удобный и практичный браузер бесплатные обновления |
Архив рассылки | RSS версия | Настройки | Отписаться: На сайте / По почте
Комментариев нет:
Отправить комментарий